События

  • 20 дек 2023

    Открытая бизнес-сессия прошла 18 декабря 2023г

    Подробнее
  • 29 ноя 2023

    Открытая бизнес-сессия "Стратегия 2024"

    Подробнее
  • 17 ноя 2023

    Обучение рабочей группы АО "Сиболуем"

    Подробнее
  • 31 окт 2023

    Обучение внутренних аудиторов компании "Соль и Дым"

    Подробнее
  • 21 окт 2023

    Диагностический аудит и обучение на АО "Хлебообъединение "Восход"

    Подробнее

ХАССП: купить нельзя разработать. Где поставить запятую?

Автор: Голованова И.

В очередной раз столкнулась с проблемой «купленного» ХАССП. Предприятие, уже вложившее в приобретение системы менеджмента пищевой безопасности N-нную сумму, не может с приобретенным пакетом документов пройти аудит у ритейлора. И обращается с просьбой – помогите подготовиться к аудиту! Помочь можно… Но вся беда в том, что купленный пакет представляет из себя просто набор шаблонов, в который их создатель не вложил даже толику смысла. Конечно, ударными темпами можно довести такие документы до рабочего состояния… Но все это стоит опять же денег, времени …и огромного количества усилий. И вот объединенными усилиями консультантов ASBA-консалтинг и специалистов предприятия, затратив на подготовку документов все выходные, включая и ночи, получаем систему… Пока еще слабенькую, не подтвержденную записями и не отшлифованную работой в реальных условиях, но которую уже не стыдно показать на аудите.

Ситуация можно сказать стандартная. Сейчас интернет просто пестрит объявлениями – «ХАССП за 20 000 р!» или, что просто вызывает умиление, – «ИСО 22 000 в подарок!». И даже предлагают сразу же получить сертификат на приобретенную систему. Есть в этом и плюсы и минусы.

Плюсы:

- Пакет документов высылают в течение суток!

- Нет необходимости самому вникать в суть требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»

- …на этом, пожалуй, все плюсы и заканчиваются.

Минусов гораздо больше:

- Нет никакой гарантии, что полученный пакет документов содержит все основные процедуры

- Практически всегда шаблоны представляют собой просто набор файлов с таблицами, заполнить которые вы должны сами…но об этом обычно скромно умалчивают.

- Если с этими документами вы не сможете пройти аудит, например, от какой-нибудь федеральной сети, - это будут исключительно ВАШИ ПРОБЛЕМЫ!

- Очень часто даже в заполненных шаблонах встречаются такие ляпы, которые даже самому неопытному аудитору дают понять, что система разрабатывалась не под это конкретное предприятие.

Из серии «нарочно не придумаешь»:

В процедуре по работе с жалобами предприятия, производящего хлебобулочные изделия, написано «возвращенные бутылки помещаются на склад с надписью «Брак». Чудесный бизнес – отгружать булочки, а возвраты получать бутылками.

Перечислила только самые очевидные минусы. Неочевидные всплывают по мере работы с такой системой.

После того как с февраля 2015 г внедрение ХАССП стало обязательным для всех предприятий, производящих пищевую продукцию, радости тех, кто «продает» ХАССП, видимо, не было предела. Каждый, кто хоть малейшее представление имел о том, что такое система безопасности пищевой продукции, считал своим долгом предложить ХАССП предприятиям за определенную сумму. Беда в том, что и сами производители не очень понимали, что от них требуется и поэтому…платили, платили.

Поэтому, прежде чем выкладывать круглую сумму за ХАССП, стоит задуматься – кто эти люди, которые получат деньги при минимальных затратах личного времени и сил, с кем они уже работали, какие отзывы на их работу я видел? Чтобы потом не сокрушаться о напрасно потерянных деньгах и не переживать при каждом аудите…

Первая консультация всегда бесплатно